Новый утилизационный сбор: дефицита грузовиков нет, но инфляция разгоняется
Рынок грузовой техники в России переживает непростые времена. В сентябре 2024 года продажи новых грузовиков упали на 5% по сравнению с августом и на 23% по сравнению с сентябрем прошлого года, по данным «Автостат Инфо». 69% продаж новой грузовой техники в 2024 году пришлось на зарубежных производителей, а доля отечественных составила всего 31%. Введение нового утилизационного сбора вызывает опасения о возможном дефиците импортных грузовиков и росте цен.
Противоречивые мнения о дефиците
Аналитики «Автостат Инфо» бьют тревогу, отмечая падение продаж и импорта грузовиков. В то же время, эксперты из Приморья, представители АСМАП и КамАЗа, утверждают, что дефицита магистральных тягачей и автопоездов в России нет. Они указывают на то, что в преддверии повышения утильсбора компании заранее закупили большое количество техники, создав значительные запасы. По их данным, в страну ввезены запасы техники, которых хватит на пять месяцев, что привело к затовариванию складов дилеров и ценовому демпингу.
Сергей Ремизов, руководитель Дальневосточного представительства АСМАП, считает, что разговоры о дефиците надуманы. Он отмечает, что после закрытия европейского рынка множество автопарков переориентировались на внутренние перевозки, увеличив предложение грузовой техники на российском рынке. Петр Куприянов, председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края, поддерживает эту точку зрения, подтверждая, что единиц подвижного состава в настоящее время более чем достаточно.
Неизбежный рост цен
Несмотря на разногласия по поводу дефицита, эксперты сходятся во мнении, что новый утилизационный сбор неизбежно приведет к росту цен на товары и услуги. По данным ассоциации «Автогрузэкс», средняя цена седельных тягачей уже выросла на 12%, до 9,8 млн рублей, а сцепки подорожали до 20 млн рублей.
Предприниматели вынуждены обновлять автопарк, поскольку машины работают на износ. Любое удорожание, будь то повышение утильсбора, цен на топливо, зарплат или налогов, отражается на конечном потребителе, говорят эксперты. Таким образом, новый утилизационный сбор становится одним из факторов, разгоняющих инфляцию. Удорожание транспортной логистики неизбежно приведет к росту цен на товары в магазинах, независимо от того, будет ли дефицит грузовиков или нет.
Дефицит водителей – главная проблема
Помимо утилизационного сбора и роста цен, рынок грузоперевозок сталкивается с еще одной серьезной проблемой – нехваткой водителей. Сергей Ремизов из АСМАП называет дефицит опытных водителей главной проблемой отрасли. Молодежь неохотно идет работать в транспортную логистику, а запрет на деятельность мигрантов может усугубить ситуацию, лишив рынок значительного числа водителей.
В заключение:
Введение нового утилизационного сбора вызвало противоречивые оценки ситуации на рынке грузоперевозок. Пока эксперты спорят о наличии или отсутствии дефицита грузовиков, рост цен на товары и услуги становится реальностью. В долгосрочной перспективе рынок может столкнуться с серьезными трудностями из-за нехватки водителей. Решение этих проблем требует внимания и действий со стороны властей.